г.Томск, Кирова проспект, 14
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (РОСПРИРОДНАДЗОР)
Федеральное государственное бюджетное учреждение
«Центр лабораторного анализа и технических измерений по Сибирскому федеральному округу»
филиал "ЦЛАТИ по Томской области" ФГБУ "ЦЛАТИ по СФО" - г.Томск
Добавлено: 28.04.2017

Экологическая безопасность: документы и ответственность организаций

5 января 2016 года Президент России Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым 2017 год в России объявлен годом экологии. Цель этого решения — привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны.

Согласно ст.42 Конституции России, и ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды", каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Любая хозяйственная деятельность предприятия оказывает негативное воздействие на окружающую среду в большей или меньшей степени. Именно поэтому для обеспечения безопасности граждан и окружающей среды государство законодательно регулирует деятельность промышленных предприятий.

Требования экологической безопасности

Согласно ст. 1 Федерального закона № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" понятие «экологическая безопасность» определяется как состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. Таким образом, промышленные предприятия должны соблюдать требования экологической безопасности:

  • придерживаться утвержденных технологий и требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов;

  • соблюдать установленные нормы качества окружающей среды;

  • обеспечивать выполнение мер, направленных на восстановление окружающей среды.

Зачастую о необходимости ведения экологической документации в области охраны окружающей среды организации вспоминают только тогда, когда грядет проверка со стороны природоохранных структур. Если на предприятии есть штатный эколог, и он достаточно опытен и квалифицирован — все нормально и документация в области экологии ведется, когда же его нет, то конечно, необходима помощь профессионалов.

Вполне естественно, что природоохранная документация разработанная не собственными силами предприятия, а при помощи сторонних организаций, сотрудники которой прошли обучение по разработке экологических документов, и имеют многолетний опыт по подготовке экологических проектов (документов), как правило получает согласование в контролирующих органах с первого раза без отклонения на доработку.

Экологическая документация

Экологическая документация – это специальная документация в сфере экологии, которая разрабатывается строго в соответствии с природоохранном законодательством. Данный вид документации позволяет предприятию соблюдать все требования российского законодательства и осуществлять плату за негативное воздействие на окружающую среду в рамках разрешительной документации без применения повышающих коэффициентов, что существенно уменьшает расходы природопользователя по этой статье.

Список документации в области охраны окружающей среды довольно велик. В зависимости от вида деятельности – экологическая документация будет отличаться. Например, если юридическое лицо относится к субъектам крупного бизнеса и осуществляет производственную деятельность, то оно должно иметь полностью как проектную экологическую документацию, так и вести экологическую отчетность (годовую и квартальную), тогда как юридическим лицам, относящееся к субъектам малого и среднего бизнеса достаточно будет вести только годовую экологическую отчетность (однако, из этого утверждения есть законодательные исключения, о которых мы подробнее расскажем в следующих наших статьях).

Любое действующее предприятие оказывает техногенное воздействие на все компоненты окружающей среды - на атмосферный воздух, почвенный покров, поверхностные и подземные воды. Природоохранное законодательство даже вводит понятие «презумпции экологической опасности планируемой и осуществляемой деятельности, ст. 3 № 7-ФЗ).

Степень влияния зависит от:

 - количества и видов выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ;

 - количества сбрасываемых сточных вод, их состава, степени очистки, условия сброса в водные объекты и параметры разбавления сточных вод;

 - степень загрязнения поверхности земель;

 - количества и класса опасности отходов, способа обращения с отходами (утилизация, обезвреживание, размещение отходов);

Чтобы улучшить технологические процессы в производстве на предприятиях, а также снизить их негативное воздействие на окружающую среду, от предприятий требуют оформление нормативно-разрешительной документации в части природопользования, выполнение природоохранных мероприятий и лицензирования видов деятельности.

Общие требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации предприятий установлены в гл. 8 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В целях соблюдения нормативов качества окружающей среды (ст. № 21 № 7-ФЗ) предприятиям устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:

 - нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ;

 - нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ;

 - нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение, что регламентировано ст. №№ 23, 24 № 7-ФЗ.

В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Если предприятие имеет стационарные (организованные и неорганизованные) источники выбросов, оно обязано получить разрешение на выброс. А получить это разрешение предприятие может только на основании утвержденных нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ (проект ПДВ).

Проект предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ представляет собой одну из разновидностей экологической документации. Именно он определяет нормативы выбросов в атмосферу с учетом различных особенностей производства и окружающей среды, которые будут находиться в рамках предельно допустимых нагрузок на экосистему. Другими словами, предельно допустимые выбросы предприятия – это количество вредных веществ, которое может быть выброшено в атмосферу в данной местности.

Параметры предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ контролируются законом, и за их соблюдением очень тщательно следят надзорные органы. В случае утверждения проекта предельно допустимых выбросов предприятие может получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу. В разрешении устанавливаются нормативы допустимого воздействия загрязняющих веществ на окружающую среду и другие условия, обеспечивающие охрану окружающей среды и здоровья человека.

Появление отходов является тем фактором, которого никак нельзя избежать. В любом случае отходы производства появляются во время технологического процесса. Однако эти отходы являются разными по степени опасности. И в этой связи их образование и размещение должно лимитироваться. Во исполнение требований закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ст. 11) ИП и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:

  • проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;

  • разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов (ПНООЛР).

Согласно ст. 18 Федерального закона № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", приказу МПР РФ № 50 от 25.02.2010 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», освобождены от разработки ПНООЛР только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Инвентаризация - деятельность по выявлению источников образования отходов, определению мест и условий сбора, накопления, использования, обезвреживания отходов, количественных и качественных показателей отходов производства и потребления, определению условий и возможности их передачи другим хозяйствующим субъектам (может проводиться самим предприятием или с привлечением специализированной организации).

ИП и юридические лица, отнесенные в соответствии с законодательством РФ к субъектам малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, не разрабатывают нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, а представляют в территориальные органы Росприроднадзора отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) в уведомительном порядке (Приказ МПР РФ № 30 от 16.02.2010).

Согласно Федерального закона № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Проект нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов необходим для получения лимитов на размещение отходов (хранение и захоронение отходов). Он предназначен не только для выявления состава отходов, но также рассматривает возможности и способы для их дальнейшего использования, обезвреживания и захоронения.

Согласно ПП РФ от 16.08.2013 г. №712 «О порядке проведения паспортизации отходов I – IV классов опасности», паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV классов опасности.

Паспорт опасного отхода — документ, который также должен быть в наличии у каждого промышленного предприятия. Поэтому подготовка данного документа является очень важным процессом, который должен быть осуществлен с учетом действующего законодательства.

Необходимо отметить, что лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I - IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.

Если в процессе деятельности предприятия происходит сброс загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, то согласно ст. 23 ФЗ № 7 «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 и ст. 35 Водного Кодекса РФ, необходимо иметь Разрешение на сброс загрязняющих веществ, поступающих в водный объект со сточными водами.

Для получения разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект следующим этапом является разработка и согласование в надзорных органах проекта предельно допустимых сбросов (ПДС). Проект ПДС включает расчет объемов сточных вод, выработку мер по их снижению и обоснованию допустимости сброса стоков в водный объект. 

Обращаем внимание, для абонентов организаций, осуществляющих деятельность, связанную с производством и переработкой продукции, и осуществляющих водоотведение через централизованные системы водоотведения, необходимо будет также устанавливать нормативы допустимых сбросов и лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. При этом среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод должен составлять более 200 м3 в сутки суммарно по всем выпускам в одну централизованную систему водоотведения.

Ответственность за нарушение законодательства

Неправильно оформленная или отсутствующая экологическая документация тянет за собой негативные последствия для деятельности предприятия: такие как ошибки в платежах, нарушения действующего законодательства, штрафы и приостановление деятельности, вплоть до уголовной ответственности.

Согласно КоАП РФ нарушение законодательства в области охраны окружающей среды юридическим лицами влечет за собой наложение административного штрафа (взыскания), а именно:

- ст. 8.2. «Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления» - от 100 000 руб. до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

- ст.8.21. «Нарушение правил охраны атмосферного воздуха» - от 180 000 руб. до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

- ст. 8.41. «Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду» - от 50 000 руб. до 100 000 руб.;

- ст. 8.46. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую» - от 180 000 руб. до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Для того чтобы на юридическое лицо или индивидуального предпринимателя не были наложены вышеназванные административные штрафы или взыскания, в случае проверки со стороны контролирующих органов исполнительной власти федерального значения и уровня субъекта федерации, необходимо СВОЕВРЕМЕННО и КАЧЕСТВЕННО разрабатывать и вести всю необходимую экологическую документацию в рамках действующего законодательства в области охраны окружающей среды.                                                                                                                        

При обращении в специализированные организации для разработки природоохранной документации, сотрудники которой прошли обучение по разработке экологических документов и имеют многолетний опыт по подготовке экологических проектов (документов), юридическое лицо или индивидуальный предприниматель может рассчитывать на согласование всех необходимых ему документов в контролирующих органах с первого раза без отклонения на доработку.